Доктор Геббельс, человек, который сделал Кафку былью!
(«Psychology»)
Вы знаете, как оболванить целую нацию? Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей? Мы тоже не знаем. Зато доктор Геббельс отлично знал.
Внешне рейхсминистр Геббельс меньше всего был похож на истинного арийца. Тем не менее, именно он стал основным черлидером на нацистском поле и оставался им до последней своей минуты. Даже за несколько дней до самоубийства, когда все, от детей до старух, уже знали о неизбежной капитуляции Германии, глава имперского министерства пропаганды буквально завалил Берлин листовками, предприняв последнюю попытку поддержать боевой дух германских войск.
Пропагандист он был исключительно одаренный, его идеи восприняли более 80 миллионов немцев. В конце концов, Геббельс сам оказался жертвой собственных достижений — ведь если бы он в свое время решил заняться не политикой, а, например, продвижением пылесосов, то почти наверняка остался бы в живых. Однако Йозеф Пауль Геббельс сделал неверную ставку, взявшись пропагандировать концепцию гляйхшалтунг — политическую программу нацистов, направленную на подчинение всей жизни немцев интересам нацизма. Под контролем Геббельса оказались кинематограф и пресса, радио и театр, спорт, музыка и литература.
Убеди себя сам
Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся», — писал Геббельс.
Хорошие учителя
Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” — Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.
Пресса
Под строжайшим контролем Геббельса оказались абсолютно все журналы и газеты. От СМИ министр требовал лояльности к нацистскому режиму и строгого соответствия национал-социалистическим идеям. И вся пресса послушно запела о превосходстве одной расы над другими, о существовании биологического неравенства, о ”высшей цивилизации”. Чтобы держать прессу под контролем, Геббельс ежедневно курировал огромное количество (некоторые историки называют цифру 3600) германских газет и журналов, требуя от редакторов отчетности и лично раздавая указания. По особой статье шли иностранные корреспонденты: стремясь создать в мировой прессе положительный образ нацизма, рейхсминистр акцентировал внимание на том, что гитлеровцы ликвидировали безработицу, улучшили условия труда, повсеместно распространяли здоровый образ жизни. Но чаще всего Геббельс попросту подкупал приезжих журналистов.
Радио
Зная, что устное слово сильнее печатного, Геббельс создал из радиовещания основное орудие фашистской пропаганды: с утра до ночи радиостанции превозносили фюрера, называли его предвестником начала золотой эры арийской нации, твердили об истинном патриотизме и грандиозных задачах, вставших перед немцами. От щедрот нацистов перепало, опять же, иностранцам: в 1933 г. рейхсминистр утвердил программу радиовещания за границу — с постановками и концертами, нафаршированными скрытой нацистской пропагандой. Так, по приказу Геббельса сентиментальный шлягер ”Лили Марлен” превратился в военный марш и ежедневно транслировался по радио в 21.55. Музыку могли слышать солдаты всех фронтов, по обе стороны линии военных действий.
Кинематограф
До прихода нацистов к власти немецкое кино считалось перспективным и самобытным благодаря режиссерам Фрицу Лангу, Петеру Лорре, актрисам Марлен Дитрих и Элизабет Бергнер, актрисе и режиссеру Лени Рифеншталь и еще десятку талантливых людей. Высокий статус германского кино оказался на руку фашистским идеологам, и Геббельс тщательно контролировал кинопроизводство на всех этапах. Одновременно проводилась ”расовая чистка”, вынуждавшая многих кинематографистов покидать Германию, и в темпе создавались антиеврейские фильмы типа ”Вечный жид” и ”Еврей Зюсс”. В последние годы войны Геббельс изменил тактику — он настаивал на производстве кино, которое поддержало бы дух воюющей Германии и было бы таким же грандиозным, как признанные пропагандистские шедевры Лени Рифеншталь — ”Триумф воли” и ”Олимпия”. В итоге с 1933 по 1945 гг. (то есть за все время существования Третьего рейха) были выпущены 1363 полнометражные киноленты плюс огромное количество короткометражек и документальных фильмов, и ни один из них не миновал личного контроля Геббельса.
Советы Советам
К первому дню войны по приказу Геббельса для народов СССР было отпечатано более 30 миллионов брошюр и листовок, каждая из которых содержала толковую и доступную информацию на 30 языках Страны Советов. Листовки призывали воспротивиться сталинскому режиму и обещали гражданам, согласившимся на покровительство Германии, теплые дома, еду и хорошо оплачиваемую работу. Геббельс технично обрабатывал целевую аудиторию: крестьянам обещал землю, татарам, чеченцам, казакам и другим нацменьшинствам — свободу ”от москалей”, а русским, напротив, - освобождение от меньшинств.
Резюме
Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум — от опасных предрассудков.
6 принципов гитлеровской пропаганды
Сын Марии Шикльгрубер признался, что искусству пропаганды научился у социалистов. То есть безумного фюрера вдохновили идеи, которые родились от странного союза Маркса с Энгельсом, а еще раньше взбрели в светлые головы Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Первый принцип
Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.
Второй принцип
Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.
Третий принцип
Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.
Четвертый принцип
Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные. ”Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна”.
Пятый принцип
Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда — не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу — и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.
Шестой принцип
Шок и ложь — вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи — тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными. ”Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются… Масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов… Солги, только посильней, — что-нибудь от твоей лжи да останется”.
#psy@vkscience